Блог Джима Макгормана

Пианист, гитарист и вокалист певицы Лавин – Джим Макгорман – в блоге своего веб-сайта разместил новое сообщение. В нём он поведал о своей работе с певицей и остальными музыкантами.

Кода – взгляд из штурманской рубки:

В Сингапуре, во время недавнего вояжа как-то рано проснулся… На часах только половина пятого, но понял, что больше уснуть не смогу. Я в номере люкс отеля Ritz Carlton, а в моём Лос-Анджелесе полдень. Достал iPad 2, врубил «Facetime» – как там жена и две наших собаки?

Когда выпустившись из Беркли, я приехал в Лос-Анджелес покорять музыкальный мир, о гастрольной жизни имел смутное представление. Движущийся конвейер шоу-бизнеса выучил меня определённой хватке, без которой на нём не удержаться. А природная гибкость позволила дорасти до музыкального менеджера таких звёзд, как Weezer и Авлил Лавин.

Турне, в которое я отправился вместе с Лавин, организовано в поддержку её нового альбома – Goodbye Lullaby. Я выступаю здесь в разных ипостасях: играю на пианино, гитаре, «drums cocktail», пою, и даже примеряю на себе роль фронтмена.

В 2010 году мне посчастливилось вместе с Аврил выступать на закрытии Олипиады в Ванкувере. А с Шакирой я играл в Йоханнесбурге (Южная Африка) в концертной программе «World Cup Kickoff». Я, конечно, участвовал во многих проектах, но эти два для меня особенно памятны. В последние годы моими партнёрами на концертных площадках были: Майли Сайрус, Мишель Бранч, Кэйт Вогель, Пол Стенли, Goo Goo Dolls, Шер, Poison, Corrs, New Radicals, Марк Брозарт. Также я участвовал в шоу-программе Rock Star. 13 раз играл на «Tonight Show», работал с Дэвидом Леттерменом, Джимми Киммелом, Конаном Обрайном и Риджис Филбином, а также на The View и других шоу.

Взаимодействие и игра с прекрасными музыкантами дали для меня, как для музыкального менеджера, очень много. Находясь в одной лодке с разными музыкантами, я стараюсь держать верный курс, и пока у меня это неплохо получается.

Музыка – главный лейтмотив жизни:

У меня порой интересуются: «Зачем такой певице, как Лавин, нужен музыкальный менеджер?». Или «А какие обязанности у музыкального руководителя?». Я же понимаю эту работу как кропотливую организацию выступлений. Последние пять лет я управляю группой, распределяю материал, составляю сет-лист, слежу за ходом шоу.

После выпуска Goodbye Lullaby мы, например, составили сет-лист на 90 минут. Со стороны это может показаться пустяшным заданием. Но если в активе исполнителя 40 с лишним прекрасных композиций – выбор сделать не так-то просто. Начали мы с ярких хитов Аврил, затем добавили ряд новых песен.

Выбор в основном диктуется соображениями конъюнктуры. Любой исполнитель, как правило, одержим новым материалом. Но новое надо искусно подавать в разбавленном коктейле со старым. То есть – сочетать уже состоявшиеся хиты, с будущими, чтобы не разочаровать самых ярых фанатов. Надо учитывать и особенности сцены, подбирая наиболее подходящие для её акустики композиции. Если для небольшой сцены лучше подходят баллады или акустические варианты, для огромных 10-тысячных площадок это не годится.

Часто приходится действовать экспромтом, хотя отправляясь в тур, мы заготавливает примерный сет-лист. Порой это не срабатывает. На недавнем выступлении в Тайбэй мы планировали одну «бисовую» песню в списке. Но по ходу концерта поняли, что фанаты настроены на большее. Поэтому включили новую вещь из альбома. Мы больше двух недель её не играли, но всё получилось замечательно. Если мы репетировали протяжные композиции, но я вижу, что они не стыкуются с энергией толпы – приходится отказываться от них, на ходу корректируя программу. Пока не выйдешь к публике, понять какой сет для неё будет лучшим – невозможно.

Музыкальному руководителю необходимо проявлять большую критичность, переводя студийные варианты в живые выступления. Часто поиск правильного решения напоминает разгадку ребуса. Запись в студии делается поэтапно, слоями, мало какие группы играют вещь как единое целое.

Поэтому перед живым выступлением возникает масса вопросов. Кому, какой фрагмент играть? Можно ли менять инструментовку? В итоге репетиция может перерасти в болезненную игру амбиций. И драгоценное время окажется потраченным впустую.

Чтобы не допустить такого развития событий, музыкальному менеджеру приходится брать на себя функции капитана. А тот должен знать ответы на многие вопросы, например, «Какой четвёртый аккорд в бридже?». Кроме того, музыкальный менеджер должен выполнять роль некоего буфера, как между исполнителем и группой, так и внутри самой группы.

Артист доверяет менеджеру передать группе сообщение, которое сам не осмеливается ей сказать. Исполнитель может попросить руководителя не использовать тот или иной бек-вокал, поскольку он неважно звучит. Ведь самим людям сложно объективно оценивать свои возможности. А менеджер должен обеспечить надлежащее качество звучания и в тоже время постараться не задеть самолюбие музыкантов.

Некоторые слагаемые успеха:

Музыкальный бизнес заставляет находиться в постоянной боевой готовности. Иной раз даже приходится напяливать на себя чужую личину. Например, в шоу-программе Jimmy Kimmel Live! я работал с такой группой, как Weezer. По задумке их менеджеров все должны были быть одеты в спортивные белые костюмы. Зайдя в примерочную, я обнаружил там лишь 5 таких костюмов, предназначенных для группы. Когда поинтересовался на счёт своего, мне предложили надеть костюм солиста Rivers.

Оказывается, в самый последний момент он решил выйти на сцену в классическом обличье и с галстуком. Но дело в том, что он гораздо ниже меня ростом!? Куртку ещё как-то удалось напялить, а вот с брюками была целая морока. Пришлось опустить их так низко, что они буквально сваливались с задницы. Спереди меня ещё как-то прикрывала гитара, а вот сзади был полный конфуз.

Многие думают, что жизнь известного музыканта – это дорога, устланная райскими цветами. Есть в ней, конечно, много прекрасного, но хватает и терний. Во время туров, студийной работы я испытал немало истинно счастливых моментов, но были и сомнения, и творческие простои. Считаю, что пока не до конца разгадал свой музыкальный код, ведь музыкант должен находиться в постоянном поиске. Сохраняя при этом уверенность в себе и огромную работоспособность. Я состоялся в силу того, что не отказывался ни от какой работы, которая попадалась мне на этой стезе.

Сегодня я музыкальный менеджер, завтра продюсер, послезавтра – замещаю вокалиста. Работа с исполнителями различных стилей и предпочтений требует проявления гибкости. За любое дело надо уметь браться с энтузиазмом, быть честным и лояльным. Больше креатива, меньше гордыни, а в трудных ситуациях – выручает чувство юмора! И, тем не менее, бывают моменты, когда хочется всё бросить и заняться чем-то другим. Но это надо превозмогать, поскольку это музыка нас выбрала, а не мы её…